Посмотреть Фотоальбом |
В ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» состоялся семинар для учителей ОРКиСЭ и ОДНКНР Калининского района. Открыли семинар приветствиями методист МКУДПО «ГЦРО» Драгун Е.М. и директор ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» Чернова Н.Н.
На мероприятии педагогические работники имели возможность познакомиться с опытом работы в области духовно-нравственного воспитания обучающихся: -воспитание патриотизма и формирование общероссийской гражданской идентичности; - развитие конструктивной социальной активности детей и молодежи; - взаимодействие с социальными партнерами в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; - реализация православного компонента на уроках - взаимодействие семьи и воскресной школы как необходимое условие духовно-нравственного воспитания детей Открыл семинар хор гимназии под руководством учителя музыки и церковного пения Смагуновой Ксении Борисовны. Учитель ОБЖ Духнов Сергей Леонидович в своём выступлении подчеркнул особую роль Православия. « На всем протяжении своей тысячелетней истории Россия развивалась именно как Православное государство, в основе которого лежали христианские идеи жертвенного служения Богу и спасения души. Православие явилось той силой, которая связала различные народы и культуры в уникальное государство-цивилизацию – Российскую Империю». Зам. директора по ВР Православной гимназии Воеводина Анна Владиславовна в своем выступлении представила воспитательные проекты гимназии, Модель православного гимназиста, практико-ориентированную и социально-значимую составляющую духовно-нравственного воспитания, которая заключается в диалоге между всеми субъектами образовательных отношений. Итогом выступления стали слова Святителя Феофана Затворника, память которого совершалась в этот день: « Какое счастье получить доброе истинно-христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества». Духовный попечитель гимназии иерей Родион Туманов рассказал участникам семинара о ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания, как определяется духовность в православии. Отец Родион особо обратил внимание участников семинара на одно из основных положений православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в Таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии — благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества. Такой человек сам становится источником света и духовной силы для многих людей, при этом обладание энциклопедическими знаниями здесь совсем необязательно. Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию, и этот образ в каждом человеке неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек ни вел. То есть, те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни. Таким образом, подчеркнул иерей Родион, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был эффективным, необходимо: — дать учащимся необходимый уровень богословских знаний; — помочь им в духовно-нравственной ориентации в проблемах современного мира, в собственном духовном самоопределении; — актуализировать полученные учащимися знания. Закончил выступление духовный попечитель словами преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся». Преподаватель основ православной культуры, настоятель храма во имя святого Иоанна Кронштадского п. Пашино иерей Сергий Ширинский выступил с докладом по теме « Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся». Отец Сергий рассказал, что воскресные школы как форма работы с детьми и молодёжью на приходах стали появляться в 90-е годы ХХ века с началом возрождения церковной жизни в России. За тридцать лет наблюдается положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях РПЦ. Это свидетельствует о повышении роли и значении воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодёжи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде. И главное, воскресная школа показывает ребёнку путь к духовному росту. Одним из новых субъектов образовательного процесса церковных школ являются родители. Отец Сергий отметил, что даже если в общеобразовательной школе мы не можем говорить об образе Христа, но о тех, кто в него верил, что мы сами, учителя, несмотря на нашу загруженность, всегда должны спрашивать в первую очередь с себя, нести ответственность перед детьми и родителями за свое духовное состояние. Обращение к Богу – вот поддержка, помощь учителя. Учитель начальных классов Бубенова Наталья Александровна поделилась с участниками семинара своим опытом по реализации православного компонента на уроках математики в начальной школе. Реализация православного компонента на уроках – это начало воцерковления ребенка, когда детское сознание, душа ребенка через восприятие разнообразных сведений, фактов, наглядной демонстрации наполняются всевозможными образами, связанными с жизнью Церкви. Cчитается, что проблемы духовно-нравственного воспитания легко решаются на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более математики. Наталья Александровна в своём выступлении показала, что Православный компонент в курсе математика присутствует в виде текстовых задач и заданий православного содержания. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, задача уроков математики для воспитания имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Однако, развитие духовности возможно и посредством преподавания математики. Наталья Александровна в своём выступлении показала, что Православный компонент в курсе математика присутствует в виде текстовых задач и заданий православного содержания.
Член родительского комитета гимназии Альшевская Вера Игоревна представила свой опыт по теме «Семейные паломнические поездки как одна из форм духовно-нравственного развития детей». Паломничество является одним из важнейших средств, с помощью которого можно неприметно, но действенно укреплять в семьях благочестие и способствовать воспитанию детей в духе веры и благоговения к святыне. Вера Игоревна посоветовала участникам семинара обязательно отправиться в паломническую поездку с детьми, чтобы они знали историю русской святости не только по страницам учебников. Также на семинаре ученица 5 класса Альшевская Екатерина представила слушателям исследовательскую работу «Радуга в храме», она познакомила всех с цветовой символикой, рассказала, от чего зависит цвет облачений священнослужителей и какую роль играют цвета облачений в православной культуре, что православие совсем не скучное и не чёрное, а очень радостное, яркое и красивое, как сама радуга! Все участники семинара получили памятку «Радуга в Храме». Подводя итоги семинара, хочется отметить, что проблемы, заявленные в темах секций, нашли отклик в выступлениях, обсуждениях. Это действительно важно – вложить в подрастающее поколение частичку добра, любви, нравственности. А вместе с ними – дать родителям возможность духовного единения с детьми, желание не только материально заботиться о своих детях, но и быть вместе душами. После вечернего чая учителя делились с организаторами своими впечатлениями, гости отметили необходимость продолжения данной работы. Администрация гимназии выражает благодарность всем участникам семинара за активную и плодотворную работу. До новых встреч в стенах нашей гимназии.
|