Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Интервью Черновой Н.Н.

 

Несмотря на многолетнюю историю православных образовательных учреждений в России, их деятельность по прежнему является  во многом недооценённой, нуждается в изучении и освещении. Со стороны педагогического сообщества и государственных структур до сих пор порой встречается предвзятое отношение к усилиям православного сообщества в направлении образования и воспитания подрастающего поколения. О том, что такое православная гимназия не на бумаге, а в жизни, мы попросили рассказать Нину Николаевну Чернову, директора православной гимназии во имя Святых Кирилла и Мефодия. 


Здравствуйте, Нина Николаевна. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о гимназии.

 —  Православная гимназия во имя Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена в 1993 году Приходом в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалацкой в Калининском районе. Гимназия реализует программы дошкольного и школьного образования согласно государственному стандарту, работает на основании образовательной лицензии и регулярно проходит аккредитацию. При гимназии действует детский сад. Подчеркну, что деятельность нашей гимназии направлена на нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие детей на основе православной духовной традиции.

 
Каковы общие показатели успеваемости гимназии по сравнению с другими школами района?
 —  Успеваемость на уровне нашего района высокая: из 89 учащихся 45 ребят учатся на 4 и 5. Это очень хорошие показатели. Несмотря на то, что по ЕГЭ мы показываем средний уровень, большинство детей у нас поступают в высшие учебные заведения, в том числе в технические вузы. Как правило, в вуз поступает каждый, кто ставит себе такую задачу. Отмечу, что наши учащиеся не занимаются с репетиторами, дети работают сами с помощью педагогов. Кроме того, у нас нет материальных возможностей, обычных для большинства образовательных школ. Все достижения — это результат работы всего коллектива гимназии, включая педагогов, учащихся и родителей.


Чем ваша гимназия отличается от остальных? Какие в ней профильные предметы?
 —  Как и во многих других гимназиях, у нас углублённо изучается английский язык и другие гуманитарные дисциплины. Но наша гимназия со дня своего основания отличалась от обычных школ. Во-первых, наша образовательная программа включает в себя приобщение к российской православной культуре. Гимназия находится на попечении прихода. Батюшка преподаёт старославянский язык, является духовным наставником. В этом учебном году он взял на себя классное руководство, и детям это очень понравилось. Во-вторых, в гимназии всегда было небольшое число учащихся, в среднем около 100 учеников, и небольшие классы, так что у педагогов есть возможность уделять ученикам больше внимания. В гимназии активно ведётся внеклассная и воспитательная работа с детьми, прилагаются дополнительные усилия для всестороннего, гармоничного развития личности учащихся. Мы по праву можем гордиться нашими учениками. Куда бы мы не приехали, всюду отмечают уровень культуры наших ребят. Взаимоотношения среди педагогов и учеников очень тёплые и крепкие. Здесь нормой является чувство долга, взаимное уважение и искренность.


Есть ли у гимназии свои традиции?
 —  Несмотря на то, что наша гимназия сравнительно молода, в ней уже сложились свои традиции. Например, особые формы работы с родительским и детским коллективами. Как я уже отметила выше, мы ставим своей целью не только качественное образование, но и всестороннее развитие. Педагоги гимназии и родители подходят к воспитанию детей как к общей задаче, координируя и объединяя свои усилия. Можно сказать, что гимназия и семья действуют сообща. Приведу пример, чтобы было понятно. Посадка деревьев в школьном дворе стала общешкольным делом: семьи учащихся пришли полным составом, некоторые пригласили родственников помочь, все получили удовольствие от созидательного труда и неформального общения. Дети могут приехать в гимназию пораньше, чтобы сыграть партию в шахматы, либо остаться после уроков и вместе сделать что-то для школы. Гимназия для них не просто место учёбы, а место для здорового общения. Если ребятам нужно провести праздник, убрать и украсить двор или помещение, создать декорации для выступления, они берутся за дело, не перекладывая его на кого-то ещё. Чувство общности поддерживается родительским коллективом школы. Таких отзывчивых и активных родителей, как в православной гимназии, мало где встретишь. Родители воспринимают гимназию не как учреждение, где дети получают образовательные услуги, а как место, где все мы вместе делаем хорошее дело — учим и воспитываем ребят. 


Насколько заметна разница между обычной школой и православной гимназией?
 —  Вера и духовное наставничество православного прихода играют большую роль. В первую очередь, у детей более сложная и зрелая мотивация. Это не механическая установка «надо — и всё», не одномерная схема индивидуального успеха. Ребята привыкают добиваться всего самостоятельно, но в сотрудничестве в другими людьми. Сейчас в школах, особенно в статусных, среди школьников зачастую доминирует атмосфера нездорового соперничества во владении вещами и покупками. У нас такого нет. Дети относятся к своей жизни более осознанно, у них богатая жизнь, которая состоит не только из личных достижений, но и отношений в семье, жизни школьного коллектива, этического взросления. В нашей гимназии учится немало ребят из многодетных семей, они с любовью и заботой относятся к братьям и сёстрам. В семьях гимназистов подросткового возраста отношения между детьми и родителями не подвергаются риску. Ещё одна особенность нашей гимназии: в классах нет аутсайдеров, злостных прогульщиков, нет этих явлений, которые часто можно наблюдать в современных школах. У нас нет детей с социально-педагогической запущенностью. Должность социального педагога в нашей школе не актуальна, потому что подобные проблемы профилактируются до их возникновения. Конечно, есть объективно слабые дети в том, что касается способностей, скажем, в математике или в физике. Но базовый уровень они гарантированно освоят. А главное, они усвоят культуру, которая позволит им легко устанавливать и поддерживать продуктивные отношения с обществом. У нас очень мало случаев, когда из гимназии уходят. Если уходят по объективным причинам, будь то переезд или другие семейные обстоятельства, то поддерживают связь и, по возможности, возвращаются.

Что можно сказать о педагогическом коллективе школы, об условиях работы преподавателей?
 — Это вопрос не вполне однозначный. Надо признать, что, по сравнению со статусными школами, у нашей гимназии недостаточная материальная база. У нас небольшие оклады, меньше, чем в других образовательных учреждениях, нет надбавок и дополнительного фонда. С другой стороны, мало где можно встретить такие тёплые и крепкие отношения между преподавателями и учениками, как здесь. В маленьких классах дети получают больше внимания от педагогов. С другой стороны, сами дети привыкли работать над уроками дома и на примере собственных родителей, братьев и сестёр учатся тому, что надо в жизни добиваться всего своими силами. Многие преподаватели у нас работают по совместительству и преподают одновременно в других гимназиях. Они говорят, что у нас просто отдыхают, потому что имеют возможность качественно и в хороших условиях поработать с каждым учеником. Работать здесь легко в том плане, что в гимназии царит атмосфера сотрудничества и высокий уровень сознательности. Особенно радуют ребята, которые учатся в старших классах. Радует их самостоятельность, то, что на них можно положиться. Сказали Петру организовать младших ребят и подготовить их к шахматному турниру, можно быть спокойной за это направление. Сотрудничество без детей невозможно. Отмечу, что большинство преподавателей — православные. Зачастую, они воспринимают свою работу как служение. Подытоживая, можно сказать, что недостаточность материальной базы в нашей гимназии компенсируется хорошими условиями труда для педагогов.

Каким Вы видите будущее гимназии? 
 — Я педагог в четвёртом поколении, и имею разнообразный опыт работы в образовательной сфере. Господь привёл меня в эту гимназию, и я очень благодарна. Я считаю, что у гимназии высокий потенциал: высокопрофессиональные педагоги, очень заинтересованный и сплочённый родительский коллектив, способные и упорные ребята. Хотелось бы в ближайшем будущем увеличить количество учеников до 100-120 человек и, помимо гуманитарного направления, уделить внимание точным и естественным дисциплинам. Речь идёт об открытии профильных классов с математикой и физикой, а также об инженерном классе. И не потому, что это модно, а потому, что этого хотят многие родители и дети. Гимназия — это наше общее дело, в которое вносят вклад все:  преподаватели, сотрудники, родители и ученики.

Спасибо за беседу!

Беседовала Елена Васильева

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"