Нравственные основы семейной жизни. 11 класс: Методические рекомендации для учителя. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии; 2014 – 290 с.: ил+DVD-ROM.
Авторы: Д.А. Моисеев, Монахиня Нина (Крыгина)
Стр.: 166 - 171
Глава 4. Семейное воспитание
Урок 16. Тема: «Традиции семьи, рода, народа»
Понятие «традиция». Трансляция традиции в череде поколений. Семейные традиции. Последствия нарушений семейных традиции для народа и Отечества. Изменение семейных ценностей. Факторы дестабилизации семейных отношений как составная часть контр-культуры. Меры противодействия факторам дестабилизации семейных ценностей.
Цель: раскрыть для учащихся важность передачи культурных традиций в череде поколений; показать им значение трансляции культурных традиций для формирования системы ценностей человека, а также стабильности и жизнеспособности государства; способствовать формированию у старшеклассников установки на сохранение и передачу традиционных семейных ценностей.
Ход урока:
1 этап
В каждом роду, семье — своя сокровищница традиций ....
Эти традиции — драгоценности духа,
«золотой фонд» в нашей культуре духовно-нравственного наследия.
Н. Горнякова-Гительсон,
член Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины
2 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Понятие «традиция»
Каждый народ отличается своеобразием своих традиций. Это своеобразие формировалось веками и происходит из традиции конкретных родов и семей. Слово «традиция» переводится с латинского (traditio) как «передача», «преемственность». В Словаре русского языка дается такое определение: «Традиция — 1. Исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п.
2. Спец. Устная передача каких-либо исторических сведений, предание».
Человеку важна принадлежность к определенной традиции и осознание. Культуролог, религиовед О.А. Жукова отмечает: «Сознательное и свободное самоопределение по отношению к культурной традиции говорит о наличии некоего плана жизни человека, имеющего своим содержанием набор целей, средств, смыслов и абсолютных значений.
Культура в высшем своем значении — это духовное пространство жизни человека или идеальный план его жизни, идеальное смысловое бытие. В этом духовном пространстве человек находит себя и осуществляет свой путь к идеалу — желаемому совершенству жизни».
Принадлежность человека к традиции позволяет ему смотреть на себя и на свою жизнь с точки зрения истории своего народа и рода, с точки зрения вечных ценностей.
Русский философ и мыслитель И.А. Ильин писал: «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней.
Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как блеклые листья, нигде не закрепляясь, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верными — как внешне, так и внутренне <...> Отрыв от корней — большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной; лишенная корней душа — безбожной. Затем наступает развязка: человечество разрушается» (Ильин И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний. М.: Альта-Принт, 2006. С.110,115)
3 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Трансляция традиции в череде поколений»
Традиция не существует сама по себе, как некая абстрактная категория. Она живет в реальных людях, которые передают эстафету культуры от одного поколения другому. По мнению архимандрита Рафаила (Карелина), «традиция в большинстве случаев является кристаллизацией духовно-нравственных понятий, а также житейского опыта и передачи их из поколения в поколение. Поэтому каждая традиция носит в себе информацию. Нарушая традицию, мы теряем информацию, заложенную в ней».
От родителей детям, а потом внукам и правнукам передается информация не только на генетическом уровне. Благодаря существованию традиций через культуру передается образ жизни и жизненные навыки, видение мира, отношение к себе и другим членам семьи, в общем — весь комплекс ценностей, знаний и опыта, которые накоплены предыдущими поколениями.
В процессе семейного воспитания у ребенка формируются определенные ценности, которые обычно соответствуют ценностям, принятым в родительской семье.
Ценность — понятие, используемое в разных сферах общественной жизни для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы должного для отдельного человека или совокупности людей. Ценность отражает значимость того или иного явления или предмета. Она формирует представление о пользе человеке деятельности как в материальном, так и в духовном смысле, а также степень того, чем человек мог бы пожертвовать ради сохранения того явления или предмета, который обладает для него ценностью (например, для сохранения ценности свободы отечества, ценности неразрушимости брака, ценности культурной традиции и др.).
Обычно как для каждого конкретного человека, так и для всего общества ценность не выступает отдельно сама по себе, но встраивается в определенную систему ценностей. Именно эта сформировавшаяся устойчивая система ценностей определяет характер и содержание всей жизни человека и общества.
Культура, благодаря существованию в ней традиций, позволяет решать задачу сохранения и передачи системы ценностей из поколения в поколение.
Постоянство культурной традиции, единство культурного пространства как в малой общности — семье, так и в большой общности — народе обеспечивает стабильное и благополучное существование ее членов. Всякий разрыв этой культурной традиции сопряжен с потрясениями и потерями.
Отношение человека к обществу созревает в первую очередь в семье. Именно в ней, как в колыбели, вырастает новая личность, впитывая с молоком матери те ценности и обычаи, которые потом сформируют ее связи с обществом.
4 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Семейные традиции»
В отличие от традиций народных, традиции семьи могут быть мало заметны и не осознаваться даже их носителями. Однако это вовсе не уменьшает их значения. Главной семейной традицией является умение жить всей семьей вместе, как это выражено в поговорке: «семья вместе, так и душа на месте». Эту традицию часто утрачивают даже официально зарегистрированные семьи. В этом случае существует видимость семьи, но члены живут сами по себе, своей собственной жизнью. Для того чтобы семья реально существовала, она должна представлять собой целостный организм, скрепленный едиными для всех ее членов ценностями, одними духовными связями. Эта целостность семьи поддерживается через соблюдение единых правил, обычаев, норм.
Для семьи важно хранить обычай совместно проводить время: обедать, ужинать, праздновать совместные праздники, совместно трудиться отдыхать. Следует бережно хранить семейные реликвии — святыни, через которые особенно явно ощущается живая связь поколений.
Одной из главных сфер семейных традиций является сфера воспитания детей. В разных семьях и народах эта традиция может отличаться. Супругам, выросшим в разных семьях, следует находить взаимопонимание в вопросах воспитания детей, тем самым продолжая традиции своего рода и закладывая собственные семейные традиции по воспитанию достойной смены. Существенной стороной семейных традиций являются вера и религиозная жизнь, которые дети обычно усваивают в семье.
Традиционной в российской семье была взаимная помощь и взаимная моральная поддержка ее членов. К традициям можно отнести и правило, согласно которому в семейных отношениях в русском народе был непререкаемый авторитет мужчины как главы семейства. Традиционным было ухаживание старших детей за младшими в многодетной семье. Тем самым они оказывали помощь своим родителям в воспитании малышей.
В народных обычаях было выбирать жениха или невесту, присматриваясь к будущей родне: нет ли среди нее пьяниц, развратников, психически больных людей, тунеядцев. Традицией являлось соблюдение девической чистоты, целомудрия. В некоторых местах после первой брачной ночи вывешивали простыню в знак того, что невеста, выданная замуж в другую семью, действительно была девственницей.
Е.А. Морозова пишет: «К сожалению, сегодня оказались утраченными многовековые традиции воспитания девиц. <...> В прежние времена девушек воспитывали очень строго, вплоть до XVIII века для дочек бояр и купцов строили особые помещения — светелки или горницы, терема, в которых будущие невесты проводили время в молитвах, чтении, рукоделии. По «Домострою» девиц учили, как жить в семье, любить мужа, воспитывать детей, вести хозяйство. Женихам разрешалось только ухаживать, чинно, деликатно, без грубых прикосновений. И создаваемые семьи в итоге были крепкими, разводов практически не было. <...>
В прошедшие века на Руси даже княжеских дочек с детства обучали рукоделию: шитью, вышиванию, плетению кружев. Этот труд требовал особых навыков и, прежде всего, смирения и терпения, надежды на радость близких, так как рукоделие всегда кому-то адресовалось. Сегодня девочек, девушек в семьях практически этому не обучают; замечательный школьный курс «Домоводство» заменен другими дисциплинами. В итоге вместо трудолюбия у девушек формируется праздность, которая является источником многих бед в дальнейшем: депрессия, уныние, скука становятся спутниками на многие годы».
Традиция семейного чтения. На Руси был накоплен богатый опыт проведения семейного досуга. Помимо активных форм досуга: прогулок, игр и др. — в русском народе была распространена традиция семейного чтения. Радио и телевидение в старину с успехом заменяла книга. Великие Четьи Минеи святителя Макария Московского, Жития святых святителя Дмитрия Ростовского были излюбленным чтением в семейном кругу.
В отличие от просмотра телевизора, в котором кадры мелькают друг за другом, чтение книги позволяет всем членам семьи лучше осмыслить отдельные эпизоды, вернуться к какому-то моменту произведения эмоционально сопереживать героям прочитанных книг. Для семейного чтения взрослые специально отбирали книги, которые воспринимались ими как важное средство духовно-нравственного воспитания детей. Применительно к телевизионным передачам такой отбор сделать крайне трудно.
За семейным чтением дети имели порой редкую возможность слышать живой голос отца, читающего книгу. Такое проведение досуга за чтением создавало чувство семейного единения, чувство «мы».
5 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Последствия нарушений семейных традиции для народа и Отечества. Изменение семейных ценностей»
Начиная с 1917 года, в России насильственным образом были изменены смысложизенные ориентиры у большинства населения страны. Если раньше на уровне государственной идеологии предлагалось жить в системе православных ценностей, то после Октябрьской революции эта духовная устремленность ввысь стала старательно блокироваться и заземляться. Человек в советском государстве должен был жить в другой системе координат: не осмысливая жизнь духовно, не представляя ее в перспективе вечности, а воспринимая ее как короткий отрезок существования от момента рождения до физической смерти. Людей стали приучать смотреть не в вглубь своего сердца, не прислушиваться к голосу совести, а обращать внимание лишь на социальную и техническую стороны жизни этого мира.
Однако и в советский период ценности социального порядка, ценности душевных качеств человека все еще имели высокую значимость. Человека ориентировали на то, чтобы он не замыкался на своих эгоистических интересах, а жил интересами коллектива. Это стадия перехода от ценностей духовно-нравственных к ценностям идеологическим.
Следующий этап изменения ценностных ориентаций, приводящии к дальнейшей духовной деградации личности, — переход со стадии идеологии на стадию утилитарных материальных ценностей, который стал осуществляться в нашей стране, начиная с 90-х годов XX века. Для него характерно внедрение эгоистических, гедонистических установок, разрушение ценностей социального порядка, включая семейные, насаждение ценностей «общества потребления» и «контр-культуры».
Главный редактор журнала «Фома» Владимир Романович Легоида одной из статей заметил, что в потребительском обществе семья как ценность отсутствует. Вселенная в обществе потребления должна вращаться вокруг индивида, повинуясь любым его прихотям и желаниям. В такой ценностной среде нет места жертвенности, потому что клиент не должен жертвовать. А где нет места жертвенности, там нет места и любви. Но без любви семьи не было, нет и быть не может.
Высмеивание через СМИ традиционных для нашей культуры семейных ценностей, таких как многодетность, супружеская верность, целомудрие, послушание старшим и др., является формой информационной диверсии, цель которой — разрушение института семьи и нашего Отечества.
Ерничение над положительными ценностными ориентирами самым негативным образом сказывается на выборе подрастающими поколениями конструктивных жизненных стратегий, снижает вероятность создания ими в будущем гармоничных семей.
Факторы дестабилизации семейных отношений являются составной частью контр-культуры. К ним относятся и деструктивная музыка, и сексуальная распущенность, и алкоголизм, и наркомания. Одним из важных разрушительных элементов контр-культуры является непочтительное отношение к старшим. Человек, оторванный от родовых корней, не ценит в должной мере свою жизнь, к которой он относится безответственно.
В контр-культуре происходит подмена вечных и духовных ценностей сиюминутными и прагматичными. Для нее очень характерен гедонизм — образ жизни, направленный на достижение исключительно собственных удовольствий.
6 этап. Сообщение нового материала по проблеме: «Противодействие факторам дестабилизации семейных ценностей»
К мерам противодействия факторам дестабилизации семейных ценностей можно отнести укрепление института семьи силами государства, традиционных религиозных конфессий, общественных организаций и бизнес-сообщества; пропаганду семейных ценностей и семейного образа жизни; борьбу с социальными явлениями, растлевающими молодежь.
Задача сохранения семейных традиций от разрушения в первую очередь лежит на родителях. От них зависит, сумеют ли они создать духовную атмосферу в доме, возродить испытанные временем обычаи, восстановить утраченные корни — вспомнить своих предков, исправить допущенные ошибки. Путь выхода из современного кризиса семьи лежит через возрождение семейных традиций. Как сказано в Библии, «дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет» (Притч. 14, 11).