Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Преподобный Амвросий Оптинский

 

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
Сборник «Православная Церковь и образование», М., -2015

Стр. 61-63

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться... Мнение мое такое, чтобы прежде всего занимать юный ум священною историею и чтением житий святых, по выбору, незаметно насевая в них семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно, с помощию Божиею, суметь внушить детям, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от их нарушения ... От этого все доброе и хорошее, как и напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиною всех зол. [1]

В каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. [2]

Пишете, что вы глубоко уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной - ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью; но вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силою убеждения об этом великом предмете. Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям как умеете. Вас в этом заменить никто не может... слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери - на сердце. [3]

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное (см.: Мф. 18, 3). А святой апостол Павел истолковал это так: «Не дети бывайте умом, но злобою младенствуйте; умы же совершении бывайте» (1 Кор. 14, 20). [4]

Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание... для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания. Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Если вам самим неудобно будет почему-либо хорошо заняться, чтобы не забывали о крестном знамении, не мешает, кроме других воспитательниц, если возможно, иметь для сего хорошую русскую няню; другие няни пусть занимаются по другим частям, а православная няня - по православной части, и особенно крестным знамением; с нее этот предмет и спрашивать... Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей. [5]

Вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его [непослушного сына], но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже весть судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой его матери. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, чем вы по неведению согрешили. [6]

Когда помышляем о спасении ли собственном или о спасении нам близких, то всегда должны твердо помнить, что многими скорбми подобает внити в Царствие Небесное (см.: Деян. 14, 22), как учит нас слово Божие; и по слову апостольскому, Его же любит Господь, наказует, биет же всякаго сына его же приемлет (Евр. 12,6). Старайся содержать все это в памяти и почаще молись так: "Господи! Ты един вся веси, вся можеши и всем хощешь спастися и в разум истины прийти. Вразуми сына моего познанием истины Твоея и воли Твоея святыя, и укрепи его ходити по заповедям Твоим, и меня грешную помилуй!" Если так будешь делать, то будешь получать облегчение в скорби своей и вместе оказывать духовную помощь сыну своему. [7]

От восприятия младенцев при крещении не должно настойчиво уклоняться. Нас судить будет Бог Всеведущий, Которому вполне известно, сколько могут назидать духовных детей восприемники в настоящее время. Впрочем, обязаны они часто молиться за детей своих, чтобы Господь... удержал их на пути благочестия и не попустил совершенно заблудить от стезей спасения; и вообще молитва за близких нам должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем. [8]

Одна женщина сказала преподобному Амвросию, что трудно воспитывать современную молодежь, на что старец ответил: «Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды». И еще прибавил: «Сеешь рожь - растет лебеда, сеешь лебеду - растет рожь. "В терпении вашем стяжите душы ваша" (Лк. 21, 19). И "претерпевши... до конца, той спасен будет" (Мф. 10, 22). А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи». [9] «Не унывай, а утешай себя мыслью, что ты не лучше святого царя Давида, который во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби, больше твоего не во сто ли раз», - писал Батюшка. В другом письме он писал: «Мир душевный имей, а терпеть - терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина. <...> Здесь, на земле, труды и подвиги, а там, в будущей жизни, - воздаяние, где каждый примет свою мзду по своему труду, подъятому и ради спасения своей души, и ради душевной пользы ближних. Блажен, кто там с дерзновением может рещи: "се аз и дети, яже дал ми есть Бог"» [10]. Иногда, при унынии духа, скажи себе (как говаривал нам в свое время покойный наш батюшка Амвросий): "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я". Помни еще, что никто из людей без скорбей не наследовал жизнь вечную». [11]

К преподобному Амвросию часто обращались матери, сетуя на разногласия между разными членами семьи в деле воспитания. «...И горшок с горшком сталкивается, - отвечал Батюшка, - тем более людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения». [12] «Пишете: "Желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я". Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях... вы и сами заметили, что не полезно. Поэтому в случае разногласия лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались; но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, - чтобы было действеннее. Впрочем, если вы успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать». [13]

Скука унынию внука, а лени - дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь. [14]

Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына как должно. Самоукорение это полезно; но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслию, будто вы одна - невольной? причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободною волею и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом». [15]

Нигде Господь не хочет неволею понуждать человека, а везде предоставляет благому нашему произволению, и чрез собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника, при развратных его сыновьях, и сохранил себя, и был великим пророком. А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя не сделала лучшим. [16]

 

1. Житие Оптинских старцев. Преподобный Амвросий. Свято-Введенская Оптина пустынь. 2004. С. 164.
2. Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся: Сб. писем / сост. В. В. Кашириной. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. (Письма о духовной жизни). С. 56.
3. Там же. С. 113-114.  4. Там же. С. 155   5. Там же. С. 102-104
6. Там же. С. 153           7. Там же. С. 31     8. Там же. С. 123
9. Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2001. С. 553
10. Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся. С. 174
11. Житие иеросхимонаха Иосифа. М.: Изд. Оптиной Пустыни, 1993. С. 257
12. http://pravbeseda.ru/library/index.php?id=308&page=book
13. Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся. С. 104
14. Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002. С. 247-248
15. Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся. С. 152
16. Там же. С. 51.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"