Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Святой хирург

 

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, Митрополита Новосибирского и Бердского
Под общ. ред. протоиерея Бориса Пивоварова


Третьякова М. К.
Новые светильники Церкви Русской: учебное пособие  для православных гимназий и старших групп воскресных школ. - Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2017.- 120 с.: цв. ил. , http://orthgymn.ru

 

Стр. 4-5

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для освещения подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших за веру Христову и верность Церкви в первой половине XX века.

Целью пособия является формирование у подрастающего поколения целостного представления о том историческом пути, который прошла Россия в 20-м столетии. Учащиеся узнают о причинах, основных этапах и последствиях жестоких гонений, возведённых безбожной властью на Русскую Православную Церковь, познакомятся с трагическими судьбами соотечественников, невинно пострадавших в ходе гонений, но сумевших до самой смерти остаться верными святой православной вере, высоким идеалам нравственности, добра, сострадания к людям. «Благо­даря их жертвенному свидетельству о Христе в православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь», — говорится в документе Освященного Архиерейского Собора, посвящённом мерам по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших (принят 2 февраля 2011 года).

Именно «богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершённых в годы революции, гражданской войны и всего трагического XX века», — говорится в документе. Верующие подвергались репрессиям «прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю православия». Невиданные по жестокости, масштабу и продолжительности гонения, воздвигнутые на священнослужителей, монашествующих и мирян со стороны тех, кто пришёл к власти в результате октябрьского  переворота  1917 года, стали одним из самых знаменательных явлений в жизни Русской Православной Церкви и России в целом. И забывать об этом нельзя.

Духовные плоды подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской должны быть усвоены нашим обществом. Освященный Архиерейский Собор выразил надежду на то, что «совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей». В качестве одной из мер, направленных на распространение в народе почитания святых новомучеников и исповедников, предложено включить в учебные планы духовных семинарий и училищ изучение подвига новомучеников и исповедников с учётом истории гонений в регионах.

Настоящее учебное пособие предназначено для проведения занятий в рамках курса «История Русской Православной Церкви» (модуль «Новомученики и исповедники Церкви Русской») в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом и в православных организациях дополнительного образования, а также для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Содержание уроков, входящих в настоящее пособие, основано на обширном материале, собранном Русской Православной Церковью в последние десятилетия, что позволяет объективно оценить ситуацию того времени, подвести исторический итог. В состав пособия, в частности, включены уроки, посвящённые новомученикам, пострадавшим за веру Христову в Сибири.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению занятий, посвящённых подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской, в образовательных организациях общего и дополнительного образования, разработанными специалистами Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.


 

Стр. 89-102

Тема 8. СВЯТОЙ ХИРУРГ

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Фото 1910 г.Как уже говорилось на первом занятии, исповедниками Церковь Православная называет тех подвижников веры и благочестия, которые за веру Христову подвергались различным репрессиям, но при этом не были казнены. Исповедники подвергались арестам, высылкам, иногда даже пыткам, но скончались они не мученической, а естественной смертью.

Великим исповедником православной веры в годы гонений на Русскую  Православную Церковь был святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, учё­ный с мировым именем, гениальный хирург, спасший тысячи жизней.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи. В юношеском возрасте у него проявились большие способности к живописи, и он хотел после окончания гимназии поступить в Петербургскую академию художеств. Но во время вступительных экзаменов им, по его собственному признанию, овладело тяжёлое раздумье о том, правильный ли жизненный путь он избирает. После недолгих колебаний юноша решил: «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». В 1903 году Валентин Войно-Ясенецкий с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета. Он хотел быть земским врачом и всю жизнь помогать бедным людям, однако началом его медицинской работы стала военно-полевая хирургия в госпитале под Читой, куда привозили раненых в боях с японцами. Не имея специальной подготовки по хирургии, молодой док­тор сразу стал делать ответственные операции. Как он сам признавался, «результаты работы были вполне хорошими». После войны В.Ф. Войно-Ясенецкий служил земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губер­ний. Оперируя в труднейших условиях, он спас от смерти бесчисленное множество людей. К нему всегда были огромные очереди, и он принимал всех больных до последнего, никому не отказывая.

Врачебную практику доктор Войно-Ясенецкий совмещал с научной работой, разрабатывая новые направления в хирургии. Одним из первых в России он проводил сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим возвратил зрение. Им был развит и значительно усовершен­ствован новый метод местного обезболивания — регионарная анестезия, насущная в условиях земских больниц. В 1916 году Валентин Феликсович защитил , свою монографию «Регионарная анестезия» как диссертацию — это был большой прорыв В медицине. Тогда же он задумал изложить свой опыт хирургической работы в книге, которую озаглавил «Очерки гнойной хирургии».


 

«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

В. Ф. Войно-Ясенецкий


 

В 1917 году В. Ф. Войно-Ясенецкий получил место главного врача и хирурга ташкентской городской больницы. В городе в это время было тревожно. Как вспоминал один из врачей, по ночам постоянно стреляли и в больницу привозили раненых. «Я не хирург, и за исключением лёгких случаев всегда вызывал Войно-Ясенецкого... В любой час ночи он немедленно одевался и шёл по моему вызову. Иногда раненые поступали один за другим. Часто сразу же  оперировались, так что ночь проходила без сна. Случалось, что Войно-Ясенецкого вызывали на дом к больному или в другую больницу на консультацию или для неотложной операции. Он тотчас отправлялся в такие ночные, далеко не безопасные путешествия... Никогда не было на лице его выражения досады, недовольства, что беспокоят по пустякам. Наоборот, чувствовалась полная готовность помочь». В операционной больницы всегда висела икона. И прежде чем приступить к операции, Валентин Феликсович всегда молился, осенял крестным знамени­ем больного.


 

В Ташкенте на показательном суде над врачами-«вредителями» чекист Я. X. Петере в своей обви­нительной речи спросил хирурга Войно-Ясенецкого:
Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?
Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. (Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте всего зала.) «Дело врачей» с треском провалилось.


 

Епископ Лука с паствой. Ташкент. 1923 г.В 1921 году, в самые тяжёлые послереволюционные годы, когда велась яростная борьба против православной веры и Церкви, хирург Войно-Ясенецкий, главный врач ташкентской больни­цы и заведующий кафедрой медицинского университета, стал православным священником. Вот как он сам говорил о причинах, побудивших его к началу служения Церкви: «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом моё сердце громко кричало: „Не могу молчать!"

И я чувствовал, что мой долг — защищать проповедью оскорб­ляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому».

Отцу Валентину пришлось совмещать священническое служение с операциями в больнице и лекциями в университете, которые неизменно он читал в рясе с крестом на груди. По Вос­кресеньям он служил в соборе и произносил проповеди, а после богослужения проводил долгие беседы на важные и трудные богословские темы, привлекав­шие много слушателей. Огром­ная эрудиция учёного, искренняя вера в Бога и знание святоотеческого учения позволяло отцу Валентину одерживать блестящие победы в многочисленных дис­куссиях и диспутах, проводившихся в начале 1920-х годов в Ташкенте.

В 1923 году отец Валентин, к этому времени уже овдовевший, принял монашеский постриг с именем в честь апостола Луки, стал епископом. Реакция безбожных властей на то, что известный хирург, профессор университета стал правящим архиереем, не замедлила проявиться. 10 июня 1923 года епископ Лука был арестован и помещён в ташкентскую тюрьму. Несмотря на тяжёлые условия, в тюрьме он смог закончить последнюю главу книги «Очерки гнойной хирургии», основанной на многолетнем и успешном опыте лечения гнойных ран. При отсутствии антибиотиков в то время книга эта имела колоссальное значение.

После длительного следствия святителя Луку сослали в город Енисейск Красноярского края. В Енисейске он работал в городской больнице, вёл большой приём у себя на квартире. И продол­жал совершать по Воскресеньям и другим праздничным дням всенощные бдения и Литургию вместе с ссыльными священнослужи­телями, вести активную проповедническую деятельность. Чтобы воспрепятствовать этому, власти перевели его ещё дальше на север — в Туруханский край.

Жители Туруханска встретили ссыльного епископа и извест­ного врача очень хорошо. Когда он выходил из баржи, толпа народа, ожидавшая его на берегу, вдруг опустилась на колени, прося благословения. Святитель Лука продолжил в Туруханске вести врачебную работу. С двумя помощниками он проводил сложные операции в местной больнице, по Воскресным и праздничным дням совершал богослужения в церкви. Проповедью о грехе раскола он привёл всю туруханскую паству, подчинявшуюся раскольническому «архиерею», к Матери-Церкви, возглавляемой Патриархом-исповедником Тихоном. Всё это послужило поводом к дальнейшей высылке святителя. Его отправили за 230 километров севернее Полярного круга, рассчитывая, что из таких гибельных мест он уже никогда не вернётся.

Условия жизни на станке Плахино, действительно, оказались невероятно тяжёлыми. (Станками в Сибири называли мелкие селения, часто всего из нескольких домов.) В избе, где поселили ссыльного епископа, вместо вторых рам снаружи были приморожены плоские льдины, щели в окнах ничем не заклеены, в углу и у порога — кучи нетаявшего снега. В такой избе ему пришлось, провести два с половиной месяца, борясь с жестокими морозами. А в начале марта за ссыльным из Туруханска приехал нарочный. Оказалось, что в туруханской больнице умер крестьянин, которому некому было сделать неотложную операцию. Возмущённые жители, вооружившись вилами, косами и топорами, решили устроить погром ГПУ и сельсовета. Испуганные власти вынуждены были вернуть доктора обратно.

В Туруханске прошли последние восемь месяцев ссылки святителя Луки, и в январе 1926 года он вернулся в Ташкент, где жил до 1930 года как частное лицо, поскольку был лишён и епископской, и университетской кафедр. Он занимался приёмом больных у себя на дому, молился в Сергиевской церкви на всех богослужениях, вместе с ссыльным митрополитом Новгородским Арсением стоя в алтаре. 23 апреля 1930 года по нелепому обвинению святитель Лука вновь был арестован. Истинную причину ареста он понял на допросах, когда от него хотели добиться отречения от священного сана. Так и не добившись своего, власти отправили святителя Луку в ссылку на три года в Северный край — сначала это был лагерь «Макариха» на песчаном берегу Северной Двины, в котором жили раскулаченные крестьяне, затем Котлас и Архангельск. В первый год жизни в Архангельске святитель испытывал большие трудности с жильём и был «почти бездомным», работал хирургом в большой амбулатории.

По окончании ссылки в ноябре 1933 года Владыка Лука вернулся в Ташкент, где в скором времени стал заведовать гнойным отделением в городской больнице. В 1934 году в Медгизе вышло первое издание «Очерков гнойной хирургии», которые стали настольной книгой для нескольких поколений хирургов. Они принесли их автору мировую известность, выдержали не одно издание (последнее было осуществлено в 2006 году). Книга написана с большой любовью к пациентам. «Приступая к операции, — учил своих коллег святитель, — надо иметь в виду не только брюшную полость и тот интерес, который она может представить, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется „случаем". Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле».

Фото в тюрьме НКВД. 1939 г.Новый арест ожидал святителя Луку в 1937 году. Обвинив в шпионаже в пользу иностранной разведки, следователи многомесячными пытками и издевательствами выбивали у него признания вины. «Был изобретён так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне, — вспоминал святитель Лука. — Этот страшный конвейер продол­жался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днём, ни ночью. Я опять начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал на пол от истощения. У меня начались ярко выраженные зрительные и тактильные галлюцинации, сменявшие одна другую... От меня неуклонно требова­ли признания в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу какого государства я шпионил. На это ответить, конечно, не могли.

Допрос конвейером продолжался тринадцать суток, и не раз меня водили под водопроводный кран, из которого обливали мою голо­ву холодной водой». Следователи так и не получили у святителя признательных показаний. Несмотря на это ему было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь на три года.

Ссылка проходила в красноярском селе Большая Мурта, где святитель работал врачом в местной больнице. Там его и застала весть о начале Великой Отечественной войны. Он послал телеграмму в Москву Председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину с таким текстом: «Я, епископ Лука, профес­сор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено. Прошу ссылку прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Хирургические инструменты архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)Телеграмму не стали сразу передавать в Москву, а направили её сначала в крайком Красноярского края, где долго решали «посылать — не посылать». Решили всё-таки отправить. Ответ пришёл быстро, и уже в конце июля в Большую Мурту за ссыль­ным профессором Войно-Ясенецким прилетел главный хирург Красноярского края. Вместе с ним епископ Лука прибыл в Красноярск, где был назначен главным хирургом эвакуационного госпиталя № 15/15 и консультантом всех госпиталей Красноярского края.

В госпитале № 15/15 Владыка Лука проработал около двух лет, сохранив о нём светлые и радостные воспоминания. Раненые офицеры и солдаты очень любили своего доктора. Среди спасённых им было много тех, кого безуспешно оперировали в других госпиталях. Посещавший красноярский госпиталь инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н.Приоров отмечал, что нигде прежде он не видел таких блестящих результатов лечения инфицированных ранений суставов, как у профессора Войно-Ясенецкого.

Прежде чем приступить к операции, Владыка Лука осенял себя крестным знамением и молился перед образом Божией Матери, который неизменно присутствовал в операционной, а после этого йодом ставил на теле больного крест. Даже когда от него требовали убрать икону и прекратить молитву, он продол­жал это делать, говоря, что это Бог исцеляет его руками. На вопрос, зачем он молится перед операцией, великий врач отвечал кратко: «Помогает».
Наряду с врачебной работой, профессор Войно-Ясенецкий вёл и научные исследования: им были написаны несколько статей по крайне востребованным в военное время направлениям лечения огнестрельных ранений. Это «О раневом сепсисе», «Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла», «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Зная, что работы принесут врачам большую практическую помощь, он приложил немало усилий, чтобы их издать. Было подготовлено и второе издание «Очерков гнойной хирургии».


 

Из воспоминаний о святителе Луке Н.А. Брачевской, заместителя начальника госпиталя № 15/15 по медицинским вопросам:
«Я работала с архиепископом Лукой в трудные военные годы, хорошо его знаю, как учёного, архиерея и человека с большой буквы. В то время это казалось странным: врач и вдруг — епископ. С первого взгляда он показался нам старым мудрецом, спокойный, с глухим голосом, говорил ясно и понятно, немного слов, но по делу. Избегал пустой болтовни. В больницу доставлял самых тяжёлых больных сам. Отбирал их прямо с поезда. Составы, помните, с ранеными солдатами приходили в обилии, 7 тысяч километров они шли. Можно себе представить, в каком состоянии к нам приходили больные. И в Красноярске была альтернатива: выжить или помереть.

Он хотел оперировать всех и всех сам. Собирал врачей вокруг себя и говорил, смотрите, внимательно смотрите, как нужно оперировать травмы. Многие доктора не умели этого делать. Он вызвал даже фотографа, чтобы фиксировать некоторые моменты этой работы. Я хирург с шестидесятилетним стажем, но такого совершенства в работе я не видела никогда.

Святой Лука говорил великолепно, его хотелось слушать бесконечно, мы буквально в рот ему смотрели, нас притягивало в нем всё. Знаете, есть много хирургов, но таких, как он, нет. Его операции были уроком для нас. Помню, во время его очень смелых движений, мы видели, как он это всё делает, врачи буквально вскакивали со стульев, которые были в операционной, чтобы увидеть эту филигранную работу.

Он идеально знал анатомию и местную анестезию. Когда другие врачи опускали руки, он совершал чудеса. Иные легко решали — ампутация! А он боролся за жизнь раненого, пытался не допустить увечья, то есть малой кровью хотел обойтись. Давал надежду там, где её уже не было. Раненые его боготворили, они его приветствовали радостными криками, как только видели, и размахивали своими руками и ногами, которые он им сохранил. А он лишь улыбался. Это была его высшая радость в жизни. Он смотрел на них с любовью и состраданием, каждому говорил что-то своё.

А власти ему даже не разрешали кушать в больничной столовой, он оставался почти всегда голодный. Медсёстры ему носили еду. А он как-то и не возмущался. Жил в своей каморке прямо в больнице, чтобы быть поближе к больным. Жил скромно, соблюдал посты. С 11 до 2 оперировал каждый день. Из операционной спускался в свою каморку, а там писал свои очерки. Вот таким был святой Лука, таких хирургов нет, бле­стящий пример».


 

Архиепископ Лука с пациентами в КрасноярскеНесмотря на колоссальную работу, которую выполнял Владыка Лука в госпиталях, он продолжал оставаться на положении ссыльного. Каждые две недели он отмечался в милиции, без разрешения никуда не имел права выезжать. Жил при госпитале в бывшей каморке дворника в крайне стеснённых, нищенских условиях. Часто оставался голодным. В результате непомерных нагрузок 11 декабря 1942 года святитель Лука был госпитализирован с тяжёлым сердечным приступом.

По окончании ссылки в 1943 году архиепископ Лука был переведён в Тамбов, где в это время находилось много госпиталей. Тамбов служил перевалочным пунктом для раненых, которых после обработки отправляли дальше в тыл. Нетранспортабельных, находящихся в тяжёлом состоянии оставляли в Тамбове, они и становились пациентами хирурга-архиепископа Луки. Как главному хирургу тамбовской госпитальной базы, ему пришлось курировать около 150 госпиталей, в каждом из которых было от 500 до 1000 коек.

Профессор Войно-Ясенецкий в Тамбове был не только главным консультантом всех госпиталей, его также назначили архиепископом Тамбовским. На всю Тамбовскую епархию к этому времени осталось всего две церкви из 110 церквей, которые были когда-то в епархии. Одна из них находилась в Тамбове. Долгие годы здание служило общежитием для рабочих и находилось в крайнем запустении. Святителю надо было отремонтировать храм, собрать священнослужителей, возобновить службы и при этом продолжать оперировать раненых.
За работу в красноярском эвакогоспитале святитель Лука получил благодарственную грамоту Западно-Сибирского военно­го округа, а по окончании войны был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Священный Синод приравнял лечение раненых к архиерейскому служению и возвёл его в сан архиепископа. В 1946 году Владыка Лука получил Сталинскую премию I степени за работы «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов». Из 200 тысяч рублей премии, полагавшихся сталинскому лауреату, 130 тысяч Владыка перечислил в помощь детям-сиротам, пострадавшим в годы Великой Отечест­венной войны.

В мае 1946 года архиепископ Лука был переведён в Крым, где его снова ожидали архипастырские труды по восстановлению разрушенной Крымской епархии и труды врачебные. И снова он, сам уже больной, проведший в тюрьмах, лагерях и ссылках более 11 лет, лечил, утешал, помогал, кормил, молитвенно поддержи­вал приходивших к нему обездоленных, несчастных, опалённых войной людей, потерявших близких, дома, не имевших средств к существованию. Сам он жил очень скромно, ходил в чиненой рясе с прорванными локтями. Всякий раз, когда его племянница Вера предлагала сшить новую одежду, она слышала в ответ: «Латай, латай, Вера, бедных много». Даже когда он уже ослеп и не мог оперировать, святой доктор Войно-Ясенецкий продол­жал консультировать приходящих к нему больных, устраивал их на лечение, операции.

Святитель Лука скончался 11 июня 1961 года, в день, когда Церковь праздновала память Всех святых в земле Русской просиявших. Его похороны в Симферополе, несмотря на все попытки атеистических властей запретить шествие, вылились в грандиозное событие, всеобщее проявление любви к врачу и архиепископу Симферопольскому и Крымскому Луке. В последний путь его провожал весь город. Люди были везде: на балконах, на крышах, даже на деревьях. На улицах остановилось всякое движение транспорта.

Одна из симферопольских работниц здравоохранения вспоминала: «Когда Владыка умер, за его гробом шли все. И сейчас он в Симферополе незабываем. Он действительно святой человек. Он никогда ничего не требовал для себя взамен: никаких санов, постов, никакой мзды. Всё раздавал другим... Жил аскетически скромно. Это был человек великой души и огромной духовной
силы, которую он отдавал на служение Богу, бескорыстно и искренне».

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. На всём протяжении своего многолетнего тернистого пути с пытками, тюрьмами, лагерями и ссылками за веру Христову он продолжал оставаться врачом, готовым помочь людям даже в самых невероятных ситуациях.

У святых мощей святителя Луки в Свято-Троицком соборе г. СимферополяСвятые мощи исповедника Луки находятся в кафедральном Свято-Троицком соборе города Симферополя. В честь милосердного врача названы больницы, медицинские университеты, в городах ему поставлены памятники. В кабинетах многих хирургов можно увидеть портрет Владыки Луки.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"