ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

A. H. БАХМЕТЕВА
ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
МАРТ - АПРЕЛЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997
 
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Эта книга издана попечением Анатолия и Ольги Орловых


Написанные живым, доступным для юного современного читателя языком Жития святых для детей рассказывают о наиболее чтимых святых Вселенской и Русской Православной Церкви. Автор, А. Н. Бахметева, написала эти книги, основываясь на древних Четьях Минеях, Житиях святых святителя Димитрия Ростовского и других источниках, но переложила их таким образом, чтобы повествование получилось не только благочестивым, но и удивительно увлекательным, что немаловажно для подростков.

Даты в книге указаны по старому стилю. Чтобы узнать дату по новому стилю, надо прибавить к указанному дню памяти святого тринадцать дней.

  • ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ [25 марта]

  • ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА [30 марта]

  • ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА [25 апреля]




 
Стр.109-111

ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
25 марта

В этот великий день христиане воспоминают радостное для всех событие: Ангел Божий принес Пресвятой Деве Марии весть о скором явлении давно ожидаемого Спасителя. Вспомним, что благовест- вует Лука, который подробнее других евангелистов описывает события, предшествовавшие Рождеству Христа Спасителя.

В шестой месяц после того, как Архангел Гавриил возвестил священнику Захарии о рождении св. Иоанна Предтечи, тот же самый вестник Божий был послан в Назарет к Деве Марии. Эта Пренепорочная Дева была обручена благочестивому старцу, которого звали Иосифом и который происходил, как и Она, от племени царя Давида.

Ангел, вошедши к Пресвятой Деве, сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» Смиренная Дева смутилась от этих слов. Но Ангел продолжал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и воцарится над домом Иаковлевым вовеки, и Царствию Его не будет конца». Пресвятая Дева сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Вслед за этим Ангел возвестил также Пресвятой Деве о радости, обещанной родственнице Ее Елисавете, которая скоро должна родить сына. «Се Раба Господня, — сказала Мария, — да будет Мне по слову твоему». Ангел отошел, а Святая Дева отправилась в нагорную страну к родственнице своей Елисавете, которая, исполнившись Духа Святого, приветствовала Ее, называя Матерью Господа.

Пресвятая Дева была, как известно, дочь благочестивых старцев Иоакима и Анны, которые еще до Ее рождения посвятили Ее Богу. Когда Ей минуло три года, они ввели Ее в храм и вскоре потом скончались, а Пресвятая Дева Мария, оставшись под надзором священнослужителей, находилась беспрестанно в храме, молилась и читала Священное Писание. Предание говорит, что когда Святой Деве исполнились года, в которые по обычаю иудейскому девицы вступают в брак, то первосвященники объявили Ей, что в настоящем возрасте уже нельзя Ей более оставаться при храме и что Она должна избрать Себе супруга. Но Пресвятая Дева Мария сказала им решительно, что будучи посвящена родителями и Сама посвятив Себя Богу, Она должна навсегда остаться девой. В Иудее же не было обыкновения добровольно избирать безбрачную жизнь для служения Богу, и потому, дабы не нарушить общепринятого обычая, священники обручили Марию благочестивому старцу по имени Иосиф, Ее дальнему родственнику, который должен был охранять Ее и быть только мнимым Ее мужем.

Пресвятая Дева Мария, перешедши в дом праведного Иосифа, вела жизнь скромную и благочестивую, занималась рукодельем и разделяла хозяйственные заботы с дочерьми Иосифа. Голос Ее не был слышен в пустых и шумных разговорах, Она была кротка и молчалива, и величайшей для Нее радостью было чтение священных книг. На иконах Благовещения потому изображается пред Нею раскрытая книга. Изучив пророчества, Она знала, что близко пришествие Мессии, в пророчествах Исаии Она. читала, что Мессия должен родиться от Девы, и всем сердцем желала видеть эту благословенную Деву и быть хотя последней рабыней Той, от Которой родится Спаситель мира. И«вот Она Сама должна быть Матерью Сына Божия! Пресвятая Мария со смирением и неописанной радостью приняла эту благую весть. «Величит душа Моя Еоспода, — воскликнула Она в ответ на приветствие Елисаветы, — и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его и милость Его в роды родов боящимся Его».

«Днесь спасения нашего главизна, — воспевает св. Церковь, — и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем- же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Двадцать шестого числа св. Церковь собирается для празднования тому святому Архангелу, который принес Пресвятой Деве радостную весть о воплощении Сына Божия. Праздник этот называется собором Архангела Гавриила.

 ***

Стр. 119 -120

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
30 марта

Достоверно неизвестно, где родился этот великий подвижник, но полагают, что он был родом сирианин. Движимый любовью к Богу, он на семнадцатом году от роду удалился на Синайскую гору, где постригся в иноки. Он жил там 19 лет под руководством благочестивого и мудрого старца, и по смерти его поселился в пустынное место, называемое Фола, тоже на Синайской горе.

Тут он весь предался молитве, хранил строгое воздержание и проливал слезы сокрушения о грехах своих. Хотя он всей душой возлюбил уединенную и безмолвную жизнь, но не отказывался наставлять тех, которые приходили к нему за советом и даже принял к себе ученика по имени Моисей. О Моисее рассказывают одно событие, доказывающее, как Бог хранит верных рабов Своих.

Однажды Моисей был на работе вдали от келлии, а преподобный Иоанн у себя молился. После молитвы он слегка задремал и вдруг слышит, что кто-то говорит ему: «Ты спокойно спишь, а ученик твой находится в опасности!» Иоанн проснулся, но не знал, где ему найти Моисея, он стал молиться о нем. К вечеру Моисей возвратился, и Иоанн спросил у него: не случилось ли с ним чего-нибудь необыкновенного? «Я едва не был задавлен падением большого камня, — ответил Моисей. — Утомившись от работы и солнечного зноя, я лег отдохнуть в тени нависшей скалы. Вдруг меня разбудил твой голос, зовущий меня. Я поспешно встал, и в это самое время скала упала». Иоанн со слезами возблагодарил Господа, возвестившего ему об опасности ученика и услышавшего молитву его.

После долгих лет, проведенных в пустынном месте, преподобный Иоанн по просьбе иноков синайских согласился быть настоятелем в их обители. Он руководил братией и наставлял их на подвиги духовные. Его высокая духовная мудрость выразилась в его книге «Лествица», в которой он наставляет христиан, как устремлять все мысли к Богу и достигать христианского совершенства. По этой книге он назван Лествичником. Кроме этого им написана еще «Книга к пастырю». Он скончался, имея 60 лет от роду, в 649 году.

Некоторые полагают, что он был одним из сыновей святых Ксенофонта и Марии, память которых совершается 26 января.

*** 

Стр. 224-226

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА МАРКА
25 апреля

Святой евангелист Марк, один из 70-ти апостолов, был родом еврей, из колена Левиина. Некоторые считают его за одно лицо с Иоанном, называе мым Марком, племянником Варнавы и спутником Павла и Варнавы; но другие различают этих двух апостолов. Святой апостол Петр в одном из посланий своих (1 Пет. V, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он с ним вместе был в Риме и там, спустя двенадцать лет после вознесения Господа, написал Евангелие свое. Надо заметить, что святой евангелист подробно рассказывает об отречении Петра и почти не упоминает о тех случаях, когда Петр показал особенную ревность и любовь к Спасителю. Из этого заключают, что св. Марк написал Евангелие свое под ближайшим руководством святого апостола Петра, который по христианскому смирению не желал собственной славы.

Св. апостол Петр посылал Марка проповедовать в разных городах и странах. Так Марк основал Церковь в Аквилее, богатом городе близ Адриатического моря, и несколько раз посещал Египет. Его тоже считают основателем Александрийской Церкви, одной из самых значительных в первые века христианства. Первым уверовавшим в Александрии был ремесленник по имени Анания, которого именем Господа Марк исцелил от опасной раны. Впоследствии Марк поставил Ананию епископом в Александрии. Язычники, раздраженные успехом христианского учения, принудили Марка удалиться из Александрии. Он опять посетил Рим; но по смерти Петра, вновь прибыл в Египет, основал в Александрии училище, сделавшееся впоследствии очень известным, прошел и в другие отдаленные страны, в Ливию и Киренаику, везде усердно проповедуя слово Божие. Оно быстро распространилось, и ученики Марка в Африке славились благочестивой и святой жизнью.

Когда св. апостол Павел был приведен в узах в Рим, то св. Марк помогал ему в деле благовествования. Последние апостольские подвиги Марка принадлежали Александрии, где и принял он мученическую смерть. Недалеко от морского берега построил он первую христианскую церковь. Египтяне, опасаясь умножения христиан, решились умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодейства праздник языческого бога Сераписа; в самый этот день приходилось Воскресение Христово, и накануне еще святой Марк увещевал народ не участвовать в грешном языческом торжестве. Язычники вторглись в церковь во время богослужения, вывели оттуда святого и, обвязав ему шею веревкой, с криком и ударами потащили по городским улицам. Кровь святого обагряла острые камни мостовой; но он не переставал молиться и повторять: «Благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдания Тебя ради». К вечеру святого апостола посадили в темницу. Ночью явился ему Ангел и сказал, что имя его будет вписано в книгу жизни с именами других апостолов и память его сохранится на земле. Сам Спаситель явился потом святому Марку и сказал ему: «Мир тебе, евангелист Мой!»

На другой день мучение возобновилось. Марк не переставал молиться и наконец произнося слова: «В руце Твои предаю дух мой», отошел ко Господу. Святого похоронили в построенной им церкви, и над мощами его долго совершалось избрание патриархов Александрийских.
Впоследствии мощи святого Марка были перевезены в Венецию, где над ними построен великолепный собор. Путешественники до сих пор удивляются красоте этого собора и площади, на которой он стоит и которая носит имя святого евангелиста. Св. Церковь поет евангелисту: «У верховного Петра научився, апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, Александриом удобрение быв, блаженне. Тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещ вся, яко свет, столп церковный. Сего ради твою память чтуще, светло празднуем, Марко, богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим».

Дата последнего обновления страницы 01.06.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения